Электрический аккумулятор — химический источник тока многоразового действия. Электрические аккумуляторы используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей.
Принцип действия аккумулятора основан на обратимости химической реакции. Работоспособность аккумулятора может быть восстановлена путём заряда, то есть пропусканием тока в направлении, обратном направлению тока при разряде. Несколько аккумуляторов, объединенных в одну электрическую цепь, называют Аккумуля?торная батаре?я. Во всём здравомыслящем мире заряд аккумуляторов обычно измеряют в ампер-часах. Однако страйкболисты особенные и любят, чтобы всего было много, поэтому измеряют заряд в миллиампер-часах. На батареях пишут большие цифры, но ёмкости это не добавляет. Итак: 1А·ч=1000мА·ч. По буржуински пишется mAh, поэтому в разговорной речи можно услышать единицу измерения "мах" - это не скорость, а заряд батареи.
Емкость, выражаемая в ампер-часах (А·ч, мA·ч) или ватт-часах (Вт·ч), – это количество энергии, которую батарея может отдать в нагрузку за один час. На практике емкость батареи обычно измеряется анализатором аккумуляторных батарей. Например, аккумуляторная батарея номинальной емкостью 1200 мА·ч отдает (точнее должна теоретически отдавать) в нагрузку ток 1200 мА в течение одного часа.
Обычно источники тока (аккумуляторы) соединяют в батарею, чтобы получить напряжение (последовательное соединение), силу тока или ёмкость (параллельное соединение) источника большие, чем может дать один элемент.
Аккумуляторная батарея имеет, как правило, защитный корпус с контактами для подсоединения к зарядному устройству и/или потребляющей цепи. Аккумуляторная батарея может иметь также вспомогательные устройства, обеспечивающие эффективность и безопасность её эксплуатации: термодатчики, электронные устройства защиты от глубокого заряда (например, у литий-ионного аккумулятора).
Электрические и эксплуатационные характеристики аккумулятора зависят от материала электродов и состава электролита. Сейчас наиболее распространены следующие аккумуляторы:
Тип | ЭДС (В) |
---|---|
свинцово-кислотные (Lead Acid) | 2,1 |
никель-кадмиевые (NiCd) | 1,2 |
никель-металл-гидридные (NiMH) | 1,2 |
литий-ионные (Li-ion) | 3,6 |
литий-полимерные (Li-pol) | 3,6 |
По мере исчерпания химической энергии напряжение и ток падают, аккумулятор перестаёт действовать. Важно помнить, что аккумулятор имеет ещё одну важную характеристику – внутреннее сопротивление, поэтому он физически не может дать тысячи ампер если его замкнуть накоротко (т.е. сопротивление внешней цепи равно нулю). По закону Ома делим номинальное напряжение на внутреннее сопротивление и получаем максимально возможный теоретический ток, но практически мы его не получим. Не забывайте, что часть тока проходя через сопротивление не исчезает бесследно, а выделяется в виде теплоты и греет сопротивление (т.е. наш аккумулятор). При длительном и сильном нагревании электролит начинаетрасширяться и испаряться и аккумулятор эффектно взрывается.
Зарядить аккумулятор (батарею аккумуляторов) можно от любого источника постоянного тока с бо?льшим напряжением при ограничении тока. Стандартным считается зарядный ток в 1/10 номинальной емкости аккумулятора (при "быстрой зарядке" током выше 1/10 номинальной емкости примсходит сокращение срока службы аккумулятора). Многие типы аккумуляторов имеют различные ограничения, которые необходимо учитывать при зарядке и последующей эксплуатации, например NiMH аккумуляторы чувствительны к перезаряду, литиевые — к переразряду, напряжению и температуре. NiCd и NiMH аккумуляторы имеют так называемый эффект памяти, заключающийся в снижении ёмкости, в случае когда зарядка осуществляется при не полностью разряженном аккумуляторе. Также эти типы аккумуляторов обладают заметным саморазрядом, то есть они постепенно теряют заряд, даже не будучи подключенными к нагрузке.
Подробное описание различных типов акумов смотрите в соответствующем разделе сайта:
Электротехника и АКБ.